ХАБОРКА.РУ

www.haborka.ru

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Как поднимали из воды одну из первых "Катюш" на гусеничном ходу

Эта история случилась зимой 1988 года. Группа добровольцев-энтузиастов из Тулы пригласила водолазов-любителей из Москвы, чтобы они разведали место упокоения одной из первых установок "Катюша" на гусеничном ходу. В то время еще были живы очевидцы и даже участники того боя. Дело было так: 14 декабря 1941 года батарея "Катюш" прибыла в Новомосковск (ранее Сталиногорск) Тульской области прямиком с ноябрьского парада на Красной площади. Ударив несколько раз по скоплению немецкой техники в районе станции Узловая, наши "Катюши" стали отходить по льду Шатского водохранилища. Неожиданно для всех самая последняя в колонне машина молниеносной ушла под лед, расслабленный предыдущими машинами. Экипаж не успел покинуть закрытый тягач и погиб вместе с установкой залпового огня. Долгие 47 лет машина и останки экипажа покоились на дне водохранилища. И вот, под занавес СССР, энтузиастам все-таки удалось собраться, выбить разрешение на поиск и подъем ракетной установки.

Видео было снято в тот самый день, когда группа поисковиков готовилась к решающим работам и достала "Катюшу" на свет Божий. Тогда еще не было видеокамер и смартофонов, кто-то из поисковиков умудрился привезти на лед водохранилища бытовую кинокамеру и снимал ей процесс поднятия техники. Конечно, со стороны снимали профессиональные кинооператоры, но качество съемок все же далеко от идеала. К сожалению, камеры центрального телевидения тогда не заинтересовались подъемом легендарной техники. Зато через год на майские праздники уже отреставрированная "Катюша" прошла маршем по центральным улицам Тулы. Ветераны смотрели и плакали, школьники несли цветы, почетный караул отдал последние почести погибшему экипажу троекратным залпом...

Это была одна из "Экспедиций Комсомольской правды". Видно, как горят глаза у ребят, взявшихся за это трудное дело. Эта "Катюша" и сейчас стоит в качестве памятника в Туле, это единственная оставшаяся аутентичная модель реактивного миномета БМ-13 на гусеничном ходу. Тележка была взята от гусеничного скоростного тягача СТЗ-5 НАТИ. Но тележка от сельхозтехники оказалась крайне ненадежной, от встречного огня страдал незащищенный радиатор, конструкция имела крайне ограниченный диапазон регулировки углов. Поэтому впоследствии от гусеничного хода отказались преимущественно в пользу трехосных грузовиком ЗиС-5 и "Стуедебейкер".
Пользовательский поиск
Баннер