ХАБОРКА.РУ

www.haborka.ru

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Документальный фильм "Поиск сокровищ: работа с Прошлым"

Работа копателя отличается от остальных профессий тем, что здесь человеку приходится напрямую и постоянно работать с ... прошлым. Археолог как путешественник во времени, он отодвигает занавес десятилетий и даже столетий, и смело вторгается в пласты истории. И не просто изучает ее, а переносит часть истории в виде найденных артефактов в наше время. При этом только самому достойному человеку дастся в руки ценная или редкая вещь, тогда как проходимцы от копания будут впустую кидать грунт и находить лишь пивные пробки и фольгу от сигарет. Поэтому не будет преувеличением сказать, что копатель или искатель сокровищ - это не профессия и не увлечение. Это на самом деле склад характера и образ жизни.

О таких вот профессиональных и прирожденных искателях сокровищ наши немецкие друзья сняли документальный фильм. И назвали его немного пафосно  - "Поиск сокровищ: работа с Прошлым".

В фильме рассказывают об азах работы с металлоискателем; показывают работу дискриминатора металлов и мощность катушки; учат копаться в архивах и в куче поверхностной информации находить самое важное. В чем собственно и состоит работа копателя, искателя сокровищ. Да, и почему-то уже стало традицией в западном понимании профессии археолога или копателя - носить на голове широкополую шляпу.

Что это - дань голливудскому стереотипу об Индиане Джонсе, или же сие есть просто оголтелый фетишизм? Как бы то ни было, Хаборка.ру рекомендует всем своим читателям носить исключительно кепи образца "фельдмютце": удобно, практично и тематично!

Приятного просмотра документального фильма об искателях приключений! Фильм состоит из пяти частей, снят на немецком языке.

Слово «археология» (греч. ἀρχαιολογία) впервые употреблено Платоном в значении «история прошедших времён». После Платона термин «археология» употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений (Ῥωμαϊκὴ Ἀρχαιολογία). В предисловии к нему Дионисий так определяет задачи и предмет Археологии: «Я начинаю мою историю древнейшими сказаниями, которые мои предшественники пропускали, потому что им было очень трудно их отыскивать. Я веду свой рассказ до начала первой Пунической войны, которая случилась в третий год 128 олимпиады. Я рассказываю, равным образом, о всех войнах и междоусобиях, которые вел римский народ. Я сообщаю также о всех формах государственного устройства и управления, которые государство имело при царях и по уничтожении монархии. Я привожу большое собрание нравов и обычаев и знаменитейшие законы и представляю в кратком обозрении всю старую государственную жизнь».

В археологии понятию культура придают значение, которое несколько отличается от общепринятого и принятого в других научных дисциплинах. Сходные материальные памятники, которыми характеризуется археологическая культура, не обязательно принадлежат единому обществу, а различный набор материальных памятников — разным общностям людей. В связи с этим некоторые археологи отказываются от самого термина «археологическая культура», предпочитая ему термин «технологический комплекс» или «технокомплекс», чтобы не смешивать археологическую культуру с аналогичным термином социологии.

Когда археологи используют термин «культура», они предполагают, что их находки свидетельствуют об определенном образе жизни людей, оставивших те или иные памятники прошлого. Если речь идет об однотипных орудиях труда или иных артефактах, используется также термин «индустрия». Термин «археологическая культура» является основным при описании доисторической эпохи, о которой нет письменных источников. Механизмы распространения археологической культуры могут быть разными. Теория диффузионизма рассматривает, например, такие варианты, как расселение носителей культуры или передача технологии при торговле. Иногда при раскопках в одном и том же месте находят признаки, характерные для разных культур, что может означать столкновение или сосуществование их носителей, а может — эволюцию одной культуры в другую.

Термин «культурный материал» не следует путать с «материальной культурой». Он относится исключительно к объектам, созданным благодаря человеческой деятельности, обычно (но не всегда) целенаправленно изготовленным людьми. Чаще всего археологи используют термин «культурный материал» по отношению к своим находкам. Кроме данного термина говорят также об «антропогенном материале».

К культурному материалу относят:

  • артефакты — объекты, созданные или измененные людьми,
  • искусственные особенности рельефа — курганы, рвы, ямы,
  • биофакты и экофакты — одомашненные растения, кости домашних животных или объектов охоты, древесина, использованная в постройках и т. п.,
  • перемещенные людьми объекты — минералы, раковины и др., оказавшиеся далеко от места своего происхождения.

Находка — обретение имущества, владелец которого утратил его, а также само это имущество. По российскому законодательству, нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее её, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить её, и возвратить найденную вещь этому лицу. Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своём праве на вещь нашедшему её лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на неё (в советском праве в данном случае вещь переходила в собственность государства).

Клад — зарытые в земле или спрятанные иным способом деньги или ценные предметы, владелец которых неизвестен и не может быть найден, или же потерял на них право. Раздел клада согласно законодательству РФ выглядит следующим образом. Обнаруженный клад делится поровну между нашедшим его и владельцем земли (здания, постройки) где он был найден. Однако кладоискатель и владелец земли могут заранее договориться о других пропорциях раздела клада. Если же кладоискатель не получил согласия владельца земли (здания), где впоследствии им был обнаружен клад, на поиски, то клад полностью передаётся владельцу земли (здания). В случае, когда предметы, содержащиеся в кладе, представляют художественную ценность, они передаются государству. Государство выплачивает за это вознаграждение в размере половины стоимости найденного клада. Эта сумма делится между кладоискателем и владельцем земли (здания) так, как было описано выше. Нанятые для поисков клада люди, а также те, для кого поиски кладов входят в профессиональные обязанности (например, археологи), кладоискателями не являются и на клад претендовать не могут. Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

Пользовательский поиск
Баннер